Донской монастырь, наблюдения израильского краеведа

Случилось так, что пару раз в году мне нужно посещать одно из интереснейших московских городских кладбищ — Донское, за южной стеной замечательного Донского монастыря. В этот раз я решил написать маленький репортаж оттуда со своими скромными наблюдениями. Сначала мы зайдем на новое кладбище, а потом пройдемся по самому монастырю.

Донской монастырь, Москва 2014

Донской монастырь, Москва 2014

Донской монастырь, Москва 1882 (вики)

Донской монастырь, Москва 1882 (вики)

Древний ансамбль мужского Донского монастыря расположен в районе станции метро Шаболовская, в двух километрах южнее Садового кольца.

Must to see в Москве (77)

Must see в Москве. Донской — 77

Монастырь, ровно как и два центральных храма в нем, назван в честь почитаемой в русском православии Донской иконы Божией Матери. Помимо величественного ансамбля храмов и часовен, массивной крепостной стены, административных построек, на территории монастыря находится один из самых интересных и загадочных некрополей дореволюционной России. На рубеже 19-20 веков кладбище переползает через южную стену монастыря, образуя таким образом Новое Донское кладбище. Туда мы и зайдем.

Окрестности Донского монастыря

Окрестности Донского монастыря

Гуляя по кладбищу, невозможно не заметить непривычное обилие еврейских имен и фамилий как на разнообразных каменных надгробиях, так и в колумбариях. Сие свойство можно попытаться объяснить следующим образом. В 1927 году кладбищенская церковь Нового Донского  кладбища была перестроена в первый и дольше всех просуществовавший (более 50 лет) в СССР массовый крематорий, как революционно новый метод захоронений в молодом советском государстве. Оборудование для всего процесса было закуплено в Германии.

Донской (первый в СССР) крематорий. Колокольня закрытой церкви превратилась в конструктивистскую башню (вики)

Донской (первый в СССР) крематорий. Колокольня закрытой церкви превратилась в конструктивистскую башню (вики)

Традиция предания тела усопшего огню не приветствуется ни иудаизмом, ни христианством, но в межвоенный период в Советском Союзе уже сформировалась новая категория евреев — «советский еврей», отдаляющийся от законов предков, открытый ко всему новому и передовому. Готовность евреев кремировать своих близких создала интересный кладбищенский симбиоз надгробных крестов и откровенно ветхозаветных имен и фамилий местечковой еврейской культуры.

Колумбарии Донского монастыря

Колумбарии Донского монастыря

Среди многочисленных надгробий выделяется могила великой советской актрисы театра и кино Ф. Г. Раневской (1896 — 1984). На территории кладбища есть несколько братских могил, в том числе, братская могила жертв политических репрессий Большого террора, в которой, предположительно, покоятся останки неповторимого Исаака Бабеля и непревзойденного Всеволода Мейерхольда.

На одной из стен в центре кладбища можно видеть характерный для места барельеф Эрнста Иосифовича Неизвестного.

Эрнст

Эрнст

В период Новой России здание крематория было возвращено РПЦ, ныне там действующая церковь, где под одной крышей уживаются десятки погребальных урн в колумбарии с православными иконами.

Главная аллея кладбища. В конце- храм, перестроенный в крематорий в годы советской власти, 2013

Главная аллея кладбища. В конце- храм, перестроенный в крематорий в годы советской власти, 2013

Территория Нового кладбища не сообщается с территорией Донского монастыря, посему нужно выйти через главные ворота и повернуть направо. Пройдя монастырские врата, мы попадаем в удивительный мир традиционной русской архитектуры. Обойдя справа Большой 5-главый собор (17 век), наблюдатель обнаружит за ним удивительный некрополь русского дворянства и богатого купечества.

Вид через монастырскую стену на Большой собор Донского

Вид через монастырскую стену на Большой собор Донского

Большой собор Донского монастыря, 2013

Большой собор Донского монастыря, 2013

Поражающий интерьер храма и чудом сохранившейся 7- ярусный иконостас

Поражающий интерьер храма и чудом сохранившийся 7- ярусный иконостас

Имена на надгробиях заставляют вспомнить школьные годы: Вяземские, Трубецкие, Галицины, Долгорукие, Сумароков, Чаадаев, Одоевский, Бове, Ключевский и Жуковский… Это только начало долгого списка известных фамилий.

Старые саркофаги в некрополе Донского

Старые саркофаги в некрополе Донского

Распятие в качестве надгробия в Донском некрополе

Распятие в качестве надгробия в Донском некрополе

Удивительна плотность памятников на единицу площади

Удивительна плотность памятников на единицу площади

Нашей целью является восточная стена монастыря, где в нишах помещены монументальные горельефы, снятые в 1931 со стен Храма Христа Спасителя. Давайте на них посмотрим.

Горельефы на восточной стене, 19 век

Горельефы на восточной стене, 19 век

Изваяние Иисусу Христа, 19 век

Изваяние Иисуса Христа, 19 век

С 30 годов эти произведения никто не трогал

С 30-х годов эти произведения никто не трогал

Горельефы были созданы из мрамора талантливым скульптором Логановским в середине 19 в. как внешние декорации колоссального Храма Христа Спасителя, построенного как святой монумент погибшим солдатам в Отечественной войне 1812 года. Красивые и выразительные изваяния святых, ангелов и библейских героев чудом сохранились незадолго до разрушения храма, и были перевезены на территорию Донского монастыря, где был организован музей архитектуры. Так они там и сохранились до наших дней.

Горельефы снятые с Храма Христа Спаситель, Логановский, 1849

Горельефы, снятые с Храма Христа Спасителя, Логановский, 1849

Поговорим об этих горельефах. Они нам позволят совершить легкий экскурс в прошлое.

Мельхицедек встречает Авраама с плененными им царями. Патриарх и праотец, основатель монотеизма и иудаизма Авраам тоже любил повоевать. Читаем:

14. Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана;
15. и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска;
16. и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ.
17. Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская;
18. и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, —
19. и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;
20. и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего.
(Книга Бытие 14:14-20)

Царь Салимский Мельхицедек, вероятно, был царем Иерусалимским и уже поклонялся Богу Всевышнему. В поздних иудейских, христианских и оккультных традициях Мельхицедек обрастает множеством легенд.

Мальхицедек встречает Авраама с плененными им царями

Мельхицедек встречает Авраама с плененными им царями

Иерусалимский царь Мальхицедек на фоне стен города

Иерусалимский царь Мельхицедек на фоне стен города

Праотец Авраам возвращается домой с победой

Праотец Авраам возвращается домой с победой

Дебора (Дебора דבורה), судья и пророчица эпохи Судей. Авторитетом и мудростью своею вдохновила полководца Барака выступить во главе с ней и с десятитысячным войском против ханаанского царя Явина и его генерала Сисры. Военная компания, примерно 1200 года до н. э., была выиграна древними израильтянами. Гимн этой победе называется «Песнь Деборы» и является литературными памятником древнейшей еврейской героической поэзии.

Пророчица Дебора, ск. Логановский 1850, мрамор

Пророчица Дебора, ск. Логановский 1850, мрамор

Еще одна популярная ветхозаветная история — Встреча Давида, победившего Голиафа. Углубимся в древний текст:

40. И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина.
41. Выступил и Филистимлянин, идя и приближаясь к Давиду, и оруженосец шел впереди его.
42. И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем.
43. И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою? разве я собака? И проклял Филистимлянин Давида своими богами.
44. И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым.
45. А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил;
46. ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле;
47. и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши.
48. Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину.
49. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю.
50. Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида.
(Первая книга Царств 17:40-50). Много ли изменилось с тех времен?

Встреча Давида победившего Голиафа

Встреча Давида, победившего Голиафа

Давид молод и скромен

Давид молод и скромен, но смел

Не обошел Логановский и русскую историю.

Герои земли русской

Герои земли русской

Сергий Радонежский блогославляет Дмитрия Донского

Сергий Радонежский блогославляет Дмитрия Донского

Как известно, в 1380 году случилась величайшая победа в русской истории — победа над татаро-монгольским войском под командованием Мамая. В учебниках эта битва называется Куликовской, либо Мамаево или Донское побоище. Сказания нам повествуют, что именно во время этого сражения появляется и становится известной своей спасительной силой Донская икона Божией Матери (образ Пресвятой Богородицы Одигитрии). Как особо чтимую реликвию, икону после победы перевозят в Москву. С 1919 года икона Донской Богоматери хранится в Третьяковской галерее. 

Что делать, если твой автобус с туристами ломается посреди Иорданской долины?

Что делать, если твой автобус с туристами ломается посреди Иорданской долины?

Все ведь говорят, «в Израиле каждый камень пропитан историей». Руководствуясь верой в эти слова, нужно занять делом любопытных туристов, взять фотоаппарат и пойти поискать что нибудь интересное.

Посмотрим, что из этого получилось одним прохладным январским утром, по дороге в Иерусалим.
Иорданская долина (употребимо также название Иорданская низменность) — самая большая долина на территории Израиля. Долина растянулась от озера Кинерет (Галилейское озеро), на карте отмечено цифрой 1, до Мертвого моря (2), вдоль священной реки Иордан. Восточная часть долины лежит на территории государства Иордания, западную часть делят между собой Израиль и Палестинская автономия. Западные области относительно низменности можно назвать Самарийскими горами, либо Западный Берег (реки Иордан). Если путешественник хочет добраться из севера Израиля в Иерусалим, поедет он, скорее всего, сквозь всю Иорданскую низменность, по самой длинной трассе в стране — 90 трассе. Именно так мы и поступили.

Израиль со спутника. Иорданская долина лежит между озером Кинерет (1) и Мертвым морем

Израиль со спутника. Иорданская долина лежит между озером Кинерет (1) и Мертвым морем (2)

Примерно на полпути наш автобус встал. Потребовалось около получаса технического вмешательства нашего замечательного водителя. Вокруг — государственная граница и горы. Решили пойти гулять. Камни вокруг были известняковыми, как практически везде в Израиле, светлыми, но среди них можно было разыскать очень симпатичный и очень крепкий кремень. Осколки кремня использовались древним человеком для изготовления оружия и предметов быта. Группа восторжено принялась искать красивые камушки и пытаться высечь из них искру, ностальгируя в фантазии по древним временам. Я пошел выше.

Наш автобус на 90 трассе

Наш автобус на 90 трассе

В попытке добыть огонь

В попытке добыть огонь

Привлекло внимание полуразрушенное здание, судя по всему оставшееся тут со времен иорданского правления, т. е. до лета 1967 года. Крупные валуны в окрестностях были разукрашены в красный цвет. Прокомментировать эту акцию ландшафтного дизайна оказалось сложно. Цели художника, судя по всему, были сугубо эстетические. Буду рад дополнительной информации от этом арт-проекте от коллег. Возле здания был обнаружен неглубокий бассейн для сбора дождевой воды, поступавшей туда по разрушенному водопроводу. Судя по кладке, бассейн немного старше одного века и использовался местными колхозниками для орошения полей.

Здание периода иорданского правления

Здание периода иорданского правления

Art-design in desert

Art-design in desert

Водосборник

Водосборник

Очень захотелось сфотографировать юный кустик, появившийся на свет совсем недавно, с наступлением сезона дождей. У него очень короткий век, уже к апрелю долина вновь превратится в пустыню. Поиски животного мира в данной географической области ограничились лишь таинственно сброшенным рогом горного козла, явно напоминающего еврейский обрядовый музыкальный инструмент шофар (שופר).

Пустынный цветок

Пустынный цветок

Рог горного козла

Рог горного козла

Самой удаленной точкой прогулки была небольшая карстовая пещера, в которой удобно смогла бы разместиться наша группа в случае дождя, например. В подобных пещерах в эпоху раннего христианства с удовольствием могли проживать монахи-аскеты, проводя будни в молитве и созерцании Иорданской долины.

Пещера

Пещера

Вид из пещеры

Вид из пещеры

Государственная граница между Израилем и Иорданией (мирное соглашение между государствами подписали Ицхак Рабин и король Хусейн 26 октября 1994 года) проходила в нескольких десятках метрах от дороги.

90 трасса и государственная граница

90 трасса и государственная граница

Громогласным гудком водитель сообщил о том, что поломка устранена, и можно продолжить наше путешествие. Довольная группа спустилась с гор с полными карманами различных камушков.

 Довольные туристы после отличной прогулки

Довольные туристы после отличной прогулки

Первый день после шторма «Алекса» или сказочная прогулка по Самарийским горам

Первый ясный день после снежной бури в Израиле нужно постараться посвятить горным районам. Если есть время, незабываемое впечатление вам гарантировано.

В середине декабря 2013 года над странами Ближнего Востока прошла буря, которую в СМИ прозвали «Алекса». Буря принесла с собой аномально низкую температуру, много осадков и штормовой ветер. Снежный покров, укутавший горные районы Израиля, побил рекорды последних 50 лет.

Самария (ивр. Шомрон, שומרון) — древняя историческая область Израиля.  После выхода евреев из Египта в Самарии поселились потомки Вениамина, одного из 12 сыновей праотца Иакова — надел Вениаминова Колена. В наши дни Самария примерно соответствует северной части Палестинской автономии. Помимо множества палестинских деревушек и городов в Самарии расположено немало еврейских поселений. Очень часто эти поселения стоят на вершинах гор.

Самарийские горы — географическое название региона, о котором идет речь. Самая высокая точка хребта чуть выше 1000 метров. С юга Самарийские горы переходят в горы Иудейские, на востоке граничат с Иорданской долиной, на западе — с приморской равниной.

В мировой культуре Самария прославилась благодаря новозаветной притче о Добром самаритянине.

Прогулка началась с 770-метровой горы, на которой живут около двух сотен еврейских семей. Последние 100 метров пришлось подниматься пешком. В западном направлении с горы открывается восхищающий вид, до Средиземного моря нет никаких преград. Отчетливо видны небоскребы Тель-Авива.

Дорога на гору

Дорога наверх

Центр страны

Центр страны

В северном направлении отчетливо выделяются две очень интересные и высокие горы, упомянутые в Ветхом Завете — гора Гризим и гора Эйваль.

Гризим и Эйваль

Гризим и Эйваль

Первым жителем приходящего в себя поселения был рыжий кот. Он был явно удивлен гостю снизу. Белизна снега под ясным израильским солнцем очень радовала глаз. После кота начали появляться первый жители. Три дня они были изолированны от окружающего мира. Количество снега не прекращает поражать воображение.

Рыжий кот

Рыжий кот

Пальмы в снегу

Пальмы в снегу

Жители

Жители

Машина под снегом

Машина под снегом

Восточное направление удивляло не меньше западного. Восточнее горы росли вверх. Кроме множества деревушек, можно легко узнать крупный палестинский город Рамалла и Бирзейтский университет, самый известный палестинский университет в городке Бир-Заит http://www.birzeit.edu/

Самария в снегу

Самария в снегу

Рамалла

Рамалла

Бирзейтский университет

Бирзейтский университет

Арабская деревушка

Арабская деревушка

Смущенный морозом розмарин контрастирует своим цветом со снегом. Для детей снег, конечно, великий праздник:)

Розмарин

Розмарин

Дети и снег

Дети и снег

Дети и снег

Дети и снег

Следующей целью было продвижение дальше и выше на восток. Гарантий успеха не было, т.к. снег расчищали прямо в то же утро. Выход на трассу 60 означало, что и до Иерусалима можно добраться. Трасса проходит рядом с самой высокой горой Самарийских гор  — гора Бааль Хацор (1016 м), на которой расположился стратегически важный объект израильских ВВС http://www.iaf.org.il/5668-35536-he/IAF.aspx

Дорога

Дорога

Трасса номер 60

Трасса номер 60

Армейский бульдозер чистит дорогу

Армейский бульдозер чистит дорогу

Гора Бааль-Хацор

Гора Бааль-Хацор

Деревушка Офра радовала своими заснеженными виноградниками http://www.tanyawinery.co.il/ и гуляющими по снегу семьями.

Виноградник в снегу

Виноградник в снегу

Офра

Офра

Два последних поселка были самыми высокими, куда можно было забраться — 900 метров над уровнем мирового океана. Поселки очень красивые — Бейт-Эль и Псагот. День уже клонило к вечеру, небесные краски менялись. Особое внимание привлекает не очень качественная фотография, где вдали видны тоже заснеженные горы Иордании, между Самарийскими и Иорданскими горами течет священная река Иордан.

Иордания

Иордания

Кульминационным моментом всего дня была позиция, с которой одновременно можно было разглядеть Тель-Авив, Иерусалим и Иорданию. Взгляд завораживает поднебесный Иерусалим, до него осталось пару десятков километров. Отчетливо видны колокольни Масличной горы, высокие дома и, если всмотреться, даже стрела трамвайного моста (смотри предыдущие рассказы). За Иерусалимом, для ценителей священного пространства, просматривается силуэт Хевронского нагорья.

Луна над Самарией

Луна над Самарией

Иерусалим, Масличная гора

Иерусалим, Масличная гора

Иудейские горы

Иудейские горы

Иудейские горы

Иудейские горы

День был крайне необычным. Во второй половине снег уже казался нормой. Но осознание того, где все это происходит, в буквальном смысле возбуждало разум.

… немного романтики в конце …

 

Дом Авраама Соскина, Лилиенблюм 12

Улица, названная в честь еврейского писателя и публициста Моше Лейба Лилиенблюма, является одной из первых улиц Тель-Авива. Современный житель города знает эту улицу как место с большим скоплением ресторанов и пабов. Отдохнув и пообщавшись с друзьями в милом питейном заведении, пройдемся по тихой улочке и посмотрим, как в истории одного дома могут сочетаться два еврея из двух местечек Российской империи, культовый в Тель-Авиве архитектурный интернациональный стиль и самая известная фотография в истории города.

Авраам Соскин (1881, Орша — 1963, Тель-Авив), известный еврейский фотограф, начавший свою карьеру еще в царской России, но особенно прославившийся, как “фотограф Тель-Авива”. Репатриируется в Израиль в 1905 г., за четыре года до основания Тель-Авива (1909), и основывает первое в будущем Израиле фотоателье. 11-го апреля 1909 г., совершенно неожиданно для себя, Соскин оказывается рядом с легендарной “жеребьевкой ракушек” — распределением участков рождающегося города Тель-Авива и, конечно, фиксирует это событие на фотопластинке.

11 апреля, 1909 г.

Жеребьевка участков будущего Тель-Авива, 1909, Авраам Соскин

На снимке можно видеть 66 семей, между которыми разыгрываются первые участки города, в окружении песчаных дюн. Нынче этим местом является бульвар Ротшильда. Ни участники жеребьевки, ни сам Авраам Соскин тогда еще не осознавали всю важность сего исторического события.

Зеев Рехтер (1899, Херсонская губерня — 1960, Тель-Авив), один из крупнейших архитекторов Израиля середины 20 века, зачинатель “интернационального стиля” школы Баухауз в Израиле, первым в Израиле начал строить дома на столбах.

Репатриируется в Израиль в 1919 г на корабле “Руслан” и работает в разных строительных конторах. После завершения учебы в парижской инженерной школе (1933) Зеев получает разрешение на строительство дома для Авраама Соскина на ул. Лилиенблюм 12.

Дом Соскина

Дом Авраама Соскина после строительства, 1933 г

Дом Соскина является классическим примером “интернационального стиля” в архитектуре. Интернациональный стиль был разработан в немецкой школе “Баухауз” в 20-30 гг. 20 века. Отход от национальных и культурных элементов в архитектуре в пользу строгой геометрии и функциональности — есть основной принцип интернационального стиля. Этот принцип позволяет сооружать характерные современные здания в любом уголке мира (по этому многие туристы ассоциируют Тель-Авив с совершенно разными городами мира, от Тегерана до Мехико). В Израиле интернациональный стиль обрастает своими климатическими особенностями. В доме Соскина их просто узнать. И балконы и окна продуманны так, что-бы воздух постоянно циркулировал в помещении, здание проветривалось и не накаливалось под палящим израильским солнцем.

Лелиенблюм 12

Дом Соскина входит в список 4000 охраняемых зданий интернационального стиля — самое большое скопление зданий в этом стиле в мире. В 2005 г дом было реставрирован и ему была возвращена утонченная красота и простота.

Дом Авраама Соскина в 2013 году

Дом Авраама Соскина в 2013 году

Дом Авраама Соскина в 2013 году

Дом Авраама Соскина в 2013 году

В наши дни в доме располагаются четыре жилые квартиры.

Дом Авраама Соскина в 2013 году

Дом Гиди, музей Эцель или просто любопытный дом на набережной по дороге в Яффо

История дома начинается в 1900 году, когда его построил деятельный еврей — переселенец из России. В те годы в окрестностях дома строилась арабская деревушка Маншия и дом перешел в арабские руки.

Во время войны за независимость Израиля (Арабо-израильская война 1947-1949 гг.), деревушка и “наш дом” превратились в фронтовую линию баррикад арабских боевиков, откуда велся снайперский огонь по соседним еврейским районам молодого Тель-Авива (Неве-Цедек и пр). В дни пасхальной недели 1948 г, Эцель (Иргун Цваи Леуми — еврейское военное подпольное подразделение в период Британского мандата) начинает операцию по освобождению Яффо, в которой будущее здание музея Эцель стало последнем оплотом сопротивления. Результатом операции Хамец явился полный контроль Яффо и окрестных арабских деревень израильскими солдатами.

В конце 70-х ветераны организации Эцель обратились в мэрию Тель-Авива с просьбой построить мемориал погибшим солдатам в деревне Маншия и назвать в честь их друга и боевого офицера по прозвищу Гиди.

Здание музея стало почти единственным зданием оставшимся от арабский деревушки.

Для устройства музея полуразрушенные стены старого здания были дополнены современной кубической конструкцией из стекла и алюминия, что позволило музею колоритнее выделиться на фоне окрестных лужаек.

Музей открыт для посещения.

Дополнительную информацию о музее можно найти на сайте: http://www.gal-ed.co.il/etzel/, правда на иврите.

IMG_0786