Донской монастырь, наблюдения израильского краеведа

Случилось так, что пару раз в году мне нужно посещать одно из интереснейших московских городских кладбищ — Донское, за южной стеной замечательного Донского монастыря. В этот раз я решил написать маленький репортаж оттуда со своими скромными наблюдениями. Сначала мы зайдем на новое кладбище, а потом пройдемся по самому монастырю.

Донской монастырь, Москва 2014

Донской монастырь, Москва 2014

Донской монастырь, Москва 1882 (вики)

Донской монастырь, Москва 1882 (вики)

Древний ансамбль мужского Донского монастыря расположен в районе станции метро Шаболовская, в двух километрах южнее Садового кольца.

Must to see в Москве (77)

Must see в Москве. Донской — 77

Монастырь, ровно как и два центральных храма в нем, назван в честь почитаемой в русском православии Донской иконы Божией Матери. Помимо величественного ансамбля храмов и часовен, массивной крепостной стены, административных построек, на территории монастыря находится один из самых интересных и загадочных некрополей дореволюционной России. На рубеже 19-20 веков кладбище переползает через южную стену монастыря, образуя таким образом Новое Донское кладбище. Туда мы и зайдем.

Окрестности Донского монастыря

Окрестности Донского монастыря

Гуляя по кладбищу, невозможно не заметить непривычное обилие еврейских имен и фамилий как на разнообразных каменных надгробиях, так и в колумбариях. Сие свойство можно попытаться объяснить следующим образом. В 1927 году кладбищенская церковь Нового Донского  кладбища была перестроена в первый и дольше всех просуществовавший (более 50 лет) в СССР массовый крематорий, как революционно новый метод захоронений в молодом советском государстве. Оборудование для всего процесса было закуплено в Германии.

Донской (первый в СССР) крематорий. Колокольня закрытой церкви превратилась в конструктивистскую башню (вики)

Донской (первый в СССР) крематорий. Колокольня закрытой церкви превратилась в конструктивистскую башню (вики)

Традиция предания тела усопшего огню не приветствуется ни иудаизмом, ни христианством, но в межвоенный период в Советском Союзе уже сформировалась новая категория евреев — «советский еврей», отдаляющийся от законов предков, открытый ко всему новому и передовому. Готовность евреев кремировать своих близких создала интересный кладбищенский симбиоз надгробных крестов и откровенно ветхозаветных имен и фамилий местечковой еврейской культуры.

Колумбарии Донского монастыря

Колумбарии Донского монастыря

Среди многочисленных надгробий выделяется могила великой советской актрисы театра и кино Ф. Г. Раневской (1896 — 1984). На территории кладбища есть несколько братских могил, в том числе, братская могила жертв политических репрессий Большого террора, в которой, предположительно, покоятся останки неповторимого Исаака Бабеля и непревзойденного Всеволода Мейерхольда.

На одной из стен в центре кладбища можно видеть характерный для места барельеф Эрнста Иосифовича Неизвестного.

Эрнст

Эрнст

В период Новой России здание крематория было возвращено РПЦ, ныне там действующая церковь, где под одной крышей уживаются десятки погребальных урн в колумбарии с православными иконами.

Главная аллея кладбища. В конце- храм, перестроенный в крематорий в годы советской власти, 2013

Главная аллея кладбища. В конце- храм, перестроенный в крематорий в годы советской власти, 2013

Территория Нового кладбища не сообщается с территорией Донского монастыря, посему нужно выйти через главные ворота и повернуть направо. Пройдя монастырские врата, мы попадаем в удивительный мир традиционной русской архитектуры. Обойдя справа Большой 5-главый собор (17 век), наблюдатель обнаружит за ним удивительный некрополь русского дворянства и богатого купечества.

Вид через монастырскую стену на Большой собор Донского

Вид через монастырскую стену на Большой собор Донского

Большой собор Донского монастыря, 2013

Большой собор Донского монастыря, 2013

Поражающий интерьер храма и чудом сохранившейся 7- ярусный иконостас

Поражающий интерьер храма и чудом сохранившийся 7- ярусный иконостас

Имена на надгробиях заставляют вспомнить школьные годы: Вяземские, Трубецкие, Галицины, Долгорукие, Сумароков, Чаадаев, Одоевский, Бове, Ключевский и Жуковский… Это только начало долгого списка известных фамилий.

Старые саркофаги в некрополе Донского

Старые саркофаги в некрополе Донского

Распятие в качестве надгробия в Донском некрополе

Распятие в качестве надгробия в Донском некрополе

Удивительна плотность памятников на единицу площади

Удивительна плотность памятников на единицу площади

Нашей целью является восточная стена монастыря, где в нишах помещены монументальные горельефы, снятые в 1931 со стен Храма Христа Спасителя. Давайте на них посмотрим.

Горельефы на восточной стене, 19 век

Горельефы на восточной стене, 19 век

Изваяние Иисусу Христа, 19 век

Изваяние Иисуса Христа, 19 век

С 30 годов эти произведения никто не трогал

С 30-х годов эти произведения никто не трогал

Горельефы были созданы из мрамора талантливым скульптором Логановским в середине 19 в. как внешние декорации колоссального Храма Христа Спасителя, построенного как святой монумент погибшим солдатам в Отечественной войне 1812 года. Красивые и выразительные изваяния святых, ангелов и библейских героев чудом сохранились незадолго до разрушения храма, и были перевезены на территорию Донского монастыря, где был организован музей архитектуры. Так они там и сохранились до наших дней.

Горельефы снятые с Храма Христа Спаситель, Логановский, 1849

Горельефы, снятые с Храма Христа Спасителя, Логановский, 1849

Поговорим об этих горельефах. Они нам позволят совершить легкий экскурс в прошлое.

Мельхицедек встречает Авраама с плененными им царями. Патриарх и праотец, основатель монотеизма и иудаизма Авраам тоже любил повоевать. Читаем:

14. Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана;
15. и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска;
16. и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ.
17. Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская;
18. и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, —
19. и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;
20. и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего.
(Книга Бытие 14:14-20)

Царь Салимский Мельхицедек, вероятно, был царем Иерусалимским и уже поклонялся Богу Всевышнему. В поздних иудейских, христианских и оккультных традициях Мельхицедек обрастает множеством легенд.

Мальхицедек встречает Авраама с плененными им царями

Мельхицедек встречает Авраама с плененными им царями

Иерусалимский царь Мальхицедек на фоне стен города

Иерусалимский царь Мельхицедек на фоне стен города

Праотец Авраам возвращается домой с победой

Праотец Авраам возвращается домой с победой

Дебора (Дебора דבורה), судья и пророчица эпохи Судей. Авторитетом и мудростью своею вдохновила полководца Барака выступить во главе с ней и с десятитысячным войском против ханаанского царя Явина и его генерала Сисры. Военная компания, примерно 1200 года до н. э., была выиграна древними израильтянами. Гимн этой победе называется «Песнь Деборы» и является литературными памятником древнейшей еврейской героической поэзии.

Пророчица Дебора, ск. Логановский 1850, мрамор

Пророчица Дебора, ск. Логановский 1850, мрамор

Еще одна популярная ветхозаветная история — Встреча Давида, победившего Голиафа. Углубимся в древний текст:

40. И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина.
41. Выступил и Филистимлянин, идя и приближаясь к Давиду, и оруженосец шел впереди его.
42. И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем.
43. И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою? разве я собака? И проклял Филистимлянин Давида своими богами.
44. И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым.
45. А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил;
46. ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле;
47. и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши.
48. Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину.
49. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю.
50. Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида.
(Первая книга Царств 17:40-50). Много ли изменилось с тех времен?

Встреча Давида победившего Голиафа

Встреча Давида, победившего Голиафа

Давид молод и скромен

Давид молод и скромен, но смел

Не обошел Логановский и русскую историю.

Герои земли русской

Герои земли русской

Сергий Радонежский блогославляет Дмитрия Донского

Сергий Радонежский блогославляет Дмитрия Донского

Как известно, в 1380 году случилась величайшая победа в русской истории — победа над татаро-монгольским войском под командованием Мамая. В учебниках эта битва называется Куликовской, либо Мамаево или Донское побоище. Сказания нам повествуют, что именно во время этого сражения появляется и становится известной своей спасительной силой Донская икона Божией Матери (образ Пресвятой Богородицы Одигитрии). Как особо чтимую реликвию, икону после победы перевозят в Москву. С 1919 года икона Донской Богоматери хранится в Третьяковской галерее. 


Комментарии

Донской монастырь, наблюдения израильского краеведа — 2 комментария

  1. Мишка, ну как всегда очень красиво и доступно для понимания!!!!!! Спасибо! Открыла для себя некоторые моменты!!! Весной буду в Москве и обязательно заскачу посмотреть эту красоту!!!

  2. Миша, вот уж не знала, что фрагменты ХХС сохранились на територии монастыря. И к своему стыду внутри не была. Спасибо. Очень академично, со ссылками на Священное писание и доступно. Мне понравилось

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *